Многое зависит от мужчин...

«Мне не всё равно... а тебе?» – под таким лозунгом проходит второй год двухлетней кампании, проводимой с целью привлечения внимания к той роли, которую играют мужчины в эпидемии СПИДа. Цель кампании - вовлечение мужчин, в частности, молодых мужчин, в борьбу со СПИДом, а также привлечение общественных сил к участию в мероприятиях по противодействию эпидемии ВИЧ.

На всех континентах за исключением Африки, расположенной к югу от Сахары, число ВИЧ-инфицированных и число смертей в результате СПИДа среди мужчин превышает те же показатели среди женщин. Риск инфицирования среди молодых мужчин выше, чем среди мужчин более старшего возраста: примерно каждый четвертый ВИЧ-инфицированный – это мужчина моложе 25 лет. Однако, культурные установки и традиции, предопределяя то, что женщины во всем мире зачастую не играют главную роль в определении где, когда и каким образом вступать в половые отношения, повышают риск ВИЧ-инфицирования и женщин.

Уделяя особое внимание мужчинам в ходе проведения кампании, мы также принимаем во внимание тот факт, что мужчины реже, чем женщины обращаются за медицинской помощью. За исключением небольшого числа стран, для мужчин характерна более низкая продолжительность жизни, а также более высокая смертность по сравнению с женщинами. Однако, мальчики, которые воспитываются в духе того, что «настоящие мужчины не болеют», часто считают, что они не уязвимы к болезни и риску. Это приводит к тому, что мужчины недостаточно регулярно обращаются к услугам здравоохранения. Необходимо уделить больше внимания здоровью мужчин, в том числе инфицированных ВИЧ и больных СПИДом.

Имеются серьезные основания для того, чтобы шире вовлекать мужчин в борьбу со СПИДом. Во всем мире у мужчин, как правило, больше партнеров по сексу, чем у женщин, что тем самым увеличивает риск заражения ВИЧ как самих мужчин, так и их основных партнеров. По данным мировой статистики более 70% случаев ВИЧ-инфекции имеет место в результате половых контактов между мужчинами и женщинами; еще 10% случаев ВИЧ-инфекции приходится на половые контакты между мужчинами. Около 5% случаев ВИЧ-инфекции отмечается среди потребителей инъекционных наркотиков, причем четыре пятых из них – это мужчины.

Есть ряд особых обстоятельств, при которых мужчины оказываются в положении повышенного риска инфицирования ВИЧ. Мужчины, переезжающие с места на место в поисках работы и оторванные от своих семей, могут прибегать к услугам платного секса и употреблять токсичные вещества, в частности алкоголь, чтобы справиться со стрессом и одиночеством жизни вдали от дома. Мужчины, оказавшиеся в сугубо мужском окружении, например на военной службе, могут оказаться в большой зависимости от культурных установок, которые усиливают вероятность рискованного поведения, включая опасный секс. В некоторых учреждениях, предназначенных только для мужчин, в том числе в тюрьмах, мужчины, которые в нормальной обстановке предпочитают в качестве сексуальных партнеров женщин, могут иметь опасные половые контакты с другими мужчинами.

Мужское насилие также способствует распространению ВИЧ-инфекции – во время войн, вызываемой войной миграции, а также принудительного секса. Каждый год миллионы мужчин совершают сексуальное насилие над женщинами, девочками и другими мужчинами, иногда в своей собственной семье. В 2000 г. ЮНИСЕФ выпустил доклад, согласно которому во всем мире по крайней мере каждая третья женщина в течение своей жизни подергалась избиению, принудительному сексу или иным актам насилия.

В то же время необходимо установить баланс между двумя потребностями – с одной стороны признать, каким образом мужское поведение способствует развитию эпидемии, а с другой стороны признать потенциал мужчин, которые могут внести свою лепту в борьбу с ней. Выступая как политики, передовые работники, как отцы, сыновья, братья и друзья, мужчины могут сделать многое.

Все это не означает прекращение программ профилактики для женщин. Работа, позволяющая повысить уровень понимания гендерных проблем и ответственности, должна проводиться с учетом потребностей обоих полов. Данная кампания рассчитана на то, чтобы предоставить материал для национальных и местных организаций для проведения ими своих собственных кампаний на основе лозунга «Мне не всё равно... а тебе?», уделяя при этом внимание местным приоритетам.